Иерархия статей
Диагноз индустрии - острая профессиональная недостаточность
Посиделки в кафе и задушевные разговоры с Dj Юрой (резидент в клубах Renaissance, Vogue cafe и Garage, с 1998-2003 гг. - «Славы»), а также с Константином Каманковым (в миру – Котя, арт-директор клуба Renaissance), вылились в полемику вокруг риторического вопроса, суженного до близкой обоим тематики. Далеко ли нам до Европы и Америки, и как нам их догнать и перегнать в электронном плане? Выводы неутешительные.
Юра, мы знаем, что ты один из диджеев «старой гвардии», - играешь почти 15 лет. С чего все началось?
Юра: Все было просто. Любовь к музыке, танцевальной музыке. На пару с другом арендовали аппаратуру и организовали вечеринку в одном московском банковском колледже. Потом мы оба устроились в клуб по соседству. Завязалась дружба с организаторами. Со временем, появлялись связи, новые знакомства. Продвигался дальше, в общем…
Насколько я знаю, ты решил писать трек. Что это будет в стилистическом плане?
Юра: На самом деле хочется попробовать реализовать себя во многих направлениях, но предпочтения все-таки отдал бы танцевальной музыке с этническим уклоном. Для многих моих поклонников не секрет, что у меня душа всегда лежала именно к этому направлению. Недавно я вместе с Сергеем Галаниным посетил фестиваль современной этнической музыки в Якутии и был просто поражен всем тем, что я там увидел - от услышанного мурашки бегали по всему телу! Многое было очень похоже по оттенкам именно на восточную (арабскую) этнику. Многие коллективы понравились своим колоритным исполнением. Теперь планирую совместно работать с ними: сделать композицию с вокалом местной шаманши с элементами традиционного горлового пения. Да-да, именно горлового, а не голосового. Плюс задумки совместного творчества с несколькими артистами. Но издавать придется на Западе.
Почему на Западе?
Юра: Дело, скорее всего, в спросе на данный продукт.
Стаж у тебя солидный, но писать музыку ты решил только сейчас, почему?
Юра: Морально созревал, да и накапливал определенные знания в общении с известными диджеями и артистами. Раньше были несерьезные пробы пера, типа Dance Ejay. Теперь все будет по-взрослому (смеется).
Подробнее?
Юра: Продюсирование и диджеинг тесно связаны друг с другом. Каждый профессионал рано или поздно приходит к пониманию важности этих двух ипостасей. Из отечественных примеров – один из представителей проекта Коала. Сначала Анатолий Воронцов писал музыку и лишь недавно подался в диджеи. Если привести пример из заграницы - я бы назвал Nick Warren'a. Его участие, как музыканта и композитора в проектах Massive Attack и Way Out West, имеют более длинную историю, чем его диджейская карьера. Обратная ситуация у Timo Maas - сочинять музыку он начал недавно, хотя за вертушками стоит далеко не первый год. На мой взгляд, правильнее всего было бы начинать одновременно. Это дает более четкое представление о звуке, способствует быстрому профессиональному росту. У русских недостатка в идеях никогда не было - нам качества не хватает! К примеру, прежде чем выпустить ТАТУ или ППК за границей, иностранцы пересводили их материалы полностью, делали свой ремастеринг, многое меняли. У нас в России вроде есть хорошее оборудование - не помогает…
Константин: Я бы добавил: нет хорошей школы. Звукорежиссерский факультет в Гнесинке – лучшее тому подтверждение. Кого они могут выпустить? Очередную толпу попсовиков? За рубежом все иначе. С потока в тысячу человек по окончанию обучения хорошими звукорежиссерами становятся всего двое. Их тут же покупают. Другой минус – неумение наших импровизировать. В музыкальном училище заучивают блоки, произведения. В итоге, наши музыканты играют, пока открыты ноты.
У буржуев совершенно другой подход. В американском университете Беркли, на мастер-классе по блюзу к студентам выходит укуренный наглухо негр с гитарой и косяком и начинает перебирать струны. Вокруг студенты, тоже с гитарами, внимательно смотрят и пытаются повторить, либо снимают на камеру и дома перелопачивают отснятый материал. Их учат думать.
Еще один момент, но уже применительно к диджеям – наши не приучены к хорошему звучанию, к профессиональной аппаратуре. Не зная совершенства, как к нему можно стремиться? В Европе и Америке обучают игре на лучших инструментах, чтобы человек изначально привыкал к правильному звучанию. Здесь это нереально, из-за отсутствия в большинстве мест хорошей и грамотно установленной акустической системы.
Неужели совсем обеднела земля русская достойными клубами?
Юра: Хорошие клубы – с отличным звуком и светом - можно пересчитать по пальцам. В большинстве владельцам гораздо важнее вложить огромное количество денег в интерьер, нежели в качественное оборудование. А еще, конечно же, никогда не забуду услышанную мной фразу от одного человека, что народ приходит в клуб, а диджей – это как бильярдный стол, прилагаемое! Отсюда и качество работы диджея и его музыки. Да и не стоит забывать, что более-менее достойные места открываются все-таки не для среднего класса.
Константин: Многие нормальные меломаны сидят дома, потому что иногда даже негде слушать качественную музыку. Попса и электро им не нравится, транс напару с рэпом они переросли, а другую электронику не услышишь …. В общем, нет золотой середины…
Тогда почему мы не видим массового открытия клубов для большинства, т.е. среднего класса?
Константин: Во-первых, клубов полно и так. Правда, ориентированных на якобы VIP-публику. Промоутеры, наверное, думают, что 80% населения столицы ездит на Lexus и за ночь тратит по $10 тыс. Но ведь таковых наберется максимум 15%. Нужно охватывать более широкие массы. Во-вторых, клубное - дело непростое. Одни только госструктуры житья не дадут. Право проверить площадку имеют, загибайте пальцы: ОБЭП, ГосНаркоКонтроль, ОБНОН. Структура ГНК есть во всех органах – ФСБ, РУБОП, МУР, УВД, местные, центральные… От посещения оных лиц не застрахован ни один клуб в Москве, что доказывают последние «маски-шоу» в нескольких известных заведениях. В общем, если со всеми договариваться, придется работать только на них. Все промоутеры знают, что это не столько реальная забота о здоровье молодежи, сколько метод устрашения и мщения руководству, и, соответственно, порча имиджа заведения.
Мщение за что?
Константин: Какого-то пьяного чиновника не пустили в клуб, он звонит «шишке»-другу и просит проучить наглецов. На следующую ночь клуб начинают «нагибать». Причем, без предупреждения. Неожиданный визит…
В общем, проблема №1 – переоснащение клубов?
Юра: Не только. Диджеям тоже не помешает перестроиться, а то некоторые боятся высокопрофессионального оборудования. Например, просто-напросто отказываются пользоваться и осваивать хорошие микшерные пульты таких брендов, как Allen & Heath, Rane, почитаемые у зарубежных диджеев. У нас диджеем считают любого научившегося стыковать треки, пусть даже криво. А если он еще к тому же известен на полстраны, то прибавляется определение «профессионал»…
А твое определение диджея?
Константин: Понятие «диджей» переросло свои изначальные границы: теперь это человек, который не просто сводит пластинки, а делает музыку живьем, подает ее так, как слышит. Для этого используется множество эффектов и разных технических наворотов. А те, кто просто миксует – блендеры. И таких - большинство. Только не надо думать, что чем больше эффектов использует артист, тем он круче. Нет. При таком подходе можно сидеть и весь сет тыкать в кнопки эффектора невпопад. Главное - чтобы дополнения гармонировали с изначальным материалом, придавали ему новое звучание, краски. А вот это уже трудно.
Понятно. Только ли внешние факторы мешают нашим артистам достигать профессиональных высот?
Константин: Нет, еще и внутренние. Некоторые диджеи на определенном этапе останавливаются в развитии. Зарубежные же мастера (на то они и мастера) - совершенствуются каждый день и год. При этом их зарплата увеличивается прямо пропорционально профессиональному росту. Там звездой просто так не станешь. Лишь профи может рассчитывать выбиться на Олимп: подхватит волна, кто-то протолкнет, случайно заметят… В артиста начнут вкладывать деньги только после того, как он докажет, что отобъет их сторицей. В России же мастерство – фактор далеко не обязательный. Размер зарплаты наших артистов не всегда зависит от их качества.
Юра: В большинстве своем у нас доход зависит от связей, места работы, личной симпатии хозяина клуба, внешнего вида и т.п. косвенных факторов. Зачем сидеть в студии и развиваться, когда быстрее и проще, образно говоря, сходить пару раз с нужным человеком в баню, попить или покурить с ним?
Неужели вхожесть в тусовку важна только у нас?
Юра: Не только в России. Тот же Andre Absolut жаловался на ситуацию в родной Швейцарии. Даже несмотря на то, что его треки популярны во многих клубах Цюриха, его никогда не позовут туда играть. Ему проще договориться о гастролях в других странах. Что он и делает, его график неимоверно плотен. Англичане тоже не особо лестно отзываются о своем Лондоне, который уже почти 50 лет считается столицей мировой музыкальной культуры. Английская клубная жизнь переживает не самые лучшие времена. Я заметил что гораздо более интересные события происходят севернее - в Шотландии и Ирландии. По опросу многих музыкальных изданий Великобритании лучшие клубы расположены именно там.
Чем же объясняется столь важное значение профессионализма у западных промоутеров? Почему они ставят профессионализм на первое место?
Константин: Там потребителя не обманешь, у него есть вкус к хорошей музыке! Никто не станет ходить в клуб на посредственность и бездарность. У нас нет музыкальной эстетики. За рубежом люди ходят на формат, на диджея, в общем - послушать музыку. У нас ходят потанцевать. И пусть вас не вводит в заблуждение толпы людей на выступлении звезды. Они идут, потому что это модно, им кто-то сказал, что это крутой артист и послушать его крайне почетно! С советских времен вкус широкой публики испортился. Раньше люди посещали классические и джазовые концерты. Притом, что выбор был солидный! В те времена вопрос о том, где и как достать фирменную музыку даже не ставился. Кто хотел - находил. Но насыщение музыкального рынка дешевкой довело народ до музыкальной деградации…
Замечена любопытная особенность – предпочтение наций определенному жанру музыки. Чем это объясняется?
Юра: Национальная черта. Расположенность к особенным стилям сидит в генах. Также как чувство вкуса и дизайнерство заложено у итальянцев и французов. Кто-то в чем-то первый. Мы лучшие в балете и фигурном катании, итальянцы – в классической опере, американцы - в глэме и рэпе, англичане – в рок и хаус-музыке и т.д. На самом деле в России очень много талантливых и гениальных людей, и на Западе об этом хорошо знают! Их взоры давно обращены на нашу страну в поисках талантов.
Константин: Конечно, без материальных вложений задатки не разовьются. Взять, к примеру, легендарную ABBA. Швеции нужно было заявить о себе на мировой арене. Для чего государство выделило бюджет на содержание группы. Не будь этой солидной поддержки, знал бы эту четверку весь мир? Музыка очень тесно связана с политикой. U2 приносит 60% годового национального дохода в бюджет Ирландии. За что они и получили право заседать в парламенте. Queen были признаны королевским ансамблем. Герои международного масштаба – это престиж государства на мировой сцене, патриотические чувства населения. Все это очень серьезно.
У нас импортных звезд не везде уважают: берут и снимают с сета.
Юра: Да уж. Хамство московских промоутеров по отношению к респектабельным мировым диджеям! Плюс некомпетентность в подборе музыкантов, элементарное незнание сцены. По моим сведения, некоторые московские клубы и промоутеры уже вошли в черный список зарубежных букинг-агентств… Разве можно говорить после таких случаев о выходе на мировой рынок российской клубной индустрии?
Расскажите напоследок забавные моменты в жизни…
Юра: Был смешной случай. Во время выступления в одном из московских клубов подходит ко мне молодой человек и говорит: «А ты можешь поставить что-нибудь из того, что играет DJ Юра? Знаешь такого?», я: «Неееее… не знаем таких», - улыбнулся я в ответ.
Текст: Бубнова Виктория
Материал взят с сайта www.dj.ru
Добавить комментарий
Авторизуйтесь для добавления комментария.